В Большом зале Московской консерватории прошёл четвёртый этап открытых прослушиваний финалистов III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Музыку лауреатов в номинации «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром» исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр, за дирижёрский пультом — художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей», заслуженный артист РФ
Сергей Кондрашев.
Открыл программу двойной концерт для гобоя, виолончели и оркестра «Вещий Гамаюн» выпускницы факультета композиции Московской консерватории
Алины Подзоровой. Она рассказала, что черпает вдохновение в фольклоре, изучает традиции разных народов мира:
«Сейчас очень не хватает знаний о нашем славянском фольклоре, о культуре Древней Руси. Изучая его, мы можем познавать Россию и искать звучание России сегодняшнего дня». Алина уже в третий раз участвует в конкурсе «Партитура» и трижды выходила в финал. По её словам, стать финалистом — уже победа, ведь самое главное в конкурсе — это возможность поработать с симфоническим оркестром.
«За несколько репетиций ты проходишь определённый путь интерпретации своего сочинения. Во время репетиций мы проделали большую работу над штрихами, над образом», — отметила композитор.
Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных
Константин Борисов представил на суд публики и жюри Концерт для трубы с оркестром. В этом сезоне «Партитуры» он стал финалистом в двух номинациях: «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром» и «Симфоническое произведение малой формы».
Оживление среди членов жюри и публики вызвало сочинение победителя конкурса «Партитура» прошлого года
Алексея Чернакова — концерт для четырёх исполнителей на десяти инструментах и оркестра «Десять на четверых». Четыре солиста, находясь за игровым столом с зелёным сукном, играют на духовых инструментах, постоянно их меняя.
«Это шуточное произведение, — рассказал Алексей. —
Среди флейт, гобоя, кларнета затерялся один „джазмен“, который как будто притворяется классиком. Я написал им в предисловии правила игры. Там есть такой пункт, что допускается возникновение суеты в процессе смены инструментов, потому что там есть такое место, где они просто еле успевают взять новый в руки. Словно это какая-то игра». В финале произведения один из солистов кладёт инструмент на стол и произносит: «Устал!». В перерыве некоторые музыканты шутили, что узнали в «игроках» себя — в суете между концертами, репетициями, гастролями. Алексей Чернаков отметил, что победа в «Партитуре» стала важным этапом в его карьере:
«Были репетиции, исполнения в процессе читок, был финальный гала-концерт, запись, трансляция, издание нот, денежный приз и информационная поддержка. Это всё даёт „Партитура“».Читки продолжил концерт для арфы с оркестром № 3 композитора из Санкт-Петербурга
Георгия Фёдорова.
«Арфа — это инструмент с очень сильно срезанным уровнем экспрессии, — считает автор. —
Как бы арфа громко ни звучала, она все равно ощущается очень сдержанным инструментом. Это очень чувственный романтический концерт, и большое впечатление у публики вызывает такое „мужественное сдерживание слёз“ у арфы. Она никогда не может плакать. Она всегда будет сдерживать слезы. Мне нравится этот инструмент именно за это». Несмотря на уже солидный опыт работы с оркестром, Георгий отметил, что его никогда не бывает достаточно, поэтому решил участвовать в «Партитуре».
«Никакой учебник по оркестровке не заменит действительно реальный собственный симфонический опыт, который ты приобретаешь на хорошей репетиции», — уверен композитор.
Первое отделение завершилось концертом для фортепиано и оркестра до минор студента РАМ имени Гнесиных
Вадима Цагарейшвили.
«Я был невероятно рад, что мне выпала возможность поработать с маэстро Сергеем Юрьевичем Кондрашевым, — рассказал Вадим. —
Он очень точно подмечал все нюансы, так общался в оркестром, что музыканты сразу понимали, что нужно делать. Мастерски обходил какие-то проблемы, которые есть в любой партитуре. Ноты ведь являются некой схемой, которая благодаря именно исполнителям и дирижёру превращается в Музыку. Это невероятный опыт».Сергей Кондрашев рассказал, что композиторские читки — процесс непредсказуемый.
«Ребята все очень разные, пишут в разных жанрах и стилях. Сегодня в Большом зале консерватории были настоящие сюрпризы, потому что сочинения, которые не получались на репетиции, вдруг великолепно прозвучали в концерте. И наоборот. Речь о том, что наше музыкальное дело очень, очень живое».Исполнение сочинения профессиональным оркестром — одно из главных преимуществ конкурса, считает член жюри, председатель Совета Союза композиторов России, композитор, народный артист России
Александр Чайковский:
«В первую очередь, им (участникам) важно прорваться в финал, чтобы их сочинение исполнили. Они получают очень хорошую практику, этот урок они запомнят на всю жизнь».Во втором отделении — произведения участников «Партитуры», которые не прошли в финал, но были отмечены специальными призами. Среди них — пьеса для скрипки соло с оркестром «Гагарин»
Юлии Гарехт из города Кузнецк. Тема космоса интересовала её с самого детства, говорит композитор. Сама она по образованию скрипачка, поэтому её композиторский опыт сосредоточен на этом инструменте.
Денис Хоров из Москвы получил спецприз за концерт для домры с оркестром «Три русских впечатления», который он посвятил домристке Екатерине Мочаловой.
«Я писал это в духе русского импрессионизма, отсюда и название „Впечатления“, с другой стороны, это продолжение опять-таки традиций русской музыки, это — картинности. Все три части отражают какую-то русскую часть: в первой — разливы реки весной, во второй — вариации на русскую народную песню, а третья часть посвящена картинам Малявина, его бабам с их безудержным весельем», — объяснил Денис.
Русскую тему продолжила сюита «Сказка сказок» для балалайки и симфонического оркестра студентки Московской консерватории
Евдокии Сандлер.
«Тема фольклора в соединении с современными тенденциями — одна из главных в моём творчестве, потому что сейчас, как никогда, актуально возрождение, сохранение традиций, их переосмысление. Это выражает мой личный русский код как русского композитора», — рассказала Евдокия.
Эдуард Христофоров из Уфы поделился, что запомнит участие в «Партитуре» на всю жизнь:
«Я впервые оказался в зале Московской консерватории лично, да ещё и сразу же побывал на репетиции и исполнении своего же сочинения! Свой концерт для фортепиано с оркестром я раньше мог послушать только на компьютере, а сегодня его сыграл настоящий оркестр, настоящие профессионалы! Я счастлив и благодарен всем организаторам за этот потрясающий опыт», — поделился эмоциями Эдуард. В финале читок прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром соль минор
Степана Цейтлина. Сам автор — студент МГТУ имени Баумана, композицией занимается в свободное от учёбы время, гармонию и композицию изучает самостоятельно.
«Я постоянно слушаю радио „Орфей“, и когда услышал информацию о приёме заявок на „Партитуру“, решил, что это знак, пора участвовать! Я учусь на программиста и для меня музыка — это как многомерная картина, которая может принимать множество форм. Я вложил очень много сил в эту работу, и был счастлив услышать её в исполнении настоящего, живого оркестра! Бесконечно благодарен маэстро Сергею Юрьевичу Кондрашеву, его работа — это отдельный мир, за которым можно наблюдать бесконечно. Я не профессиональный музыкант, и конечно, без его участия, без участия всех музыкантов я бы не смог обойтись», — поделился впечатлениями Степан.
Как отметил Вице-президент Российской академии радио
Александр Полесицкий, эта читка поражает своим разнообразием.
«Сложно представить, что сегодня звучала музыка двадцатых годов XXI века. Что-то могло быть написано в прошлом веке или даже в XIX. Что-то могло быть написано в русской деревне. Современных звучаний я не услышал, но, может быть, так и надо. Может быть, сейчас время такое, что композиторы возвращаются к корням». Член жюри, ректор РАМ имени Гнесиных
Александр Рыжинский считает, что «Партитура» — один из ведущих конкурсов, который позволяет привлечь к композиторскому делу молодёжь.
«Количество участников в этом году — это свидетельство того, что наша страна по-прежнему богата на таланты, и музыка академическая продолжает оставаться в центре внимания и молодёжи, в том числе. И, конечно, это ещё и свидетельство укрепляющегося интереса к молодым композиторам со стороны исполнителей, оркестров, со стороны Союза композиторов».Председатель правления Союза композиторов России, композитор, народный артист РФ
Рашид Калимуллин отмечает профессиональный рост молодых авторов, а также большое количество участников из регионов:
«Чувствуется, что у них очень хорошая выучка, хорошее образование. Отрадно, что мы видим участников не только из Москвы или Петербурга, но из регионов — Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Уфа. Уровень творческой молодёжи в какой-то степени выравнивается, оркестровки современные, мышление уже совсем у них другое».Трансляция открытых прослушиваний проходит на
медиаплатформе «Орфей», там же можно посмотреть запись предыдущих читок. 14 октября в Большом зале Московской консерватории состоятся заключительные пятые читки. В исполнении МГАСО прозвучат произведения финалистов конкурса в номинациях «Хоровая музыка». Посетить их можно бесплатно, по
регистрации.
Дженнет АрльтРадио «Орфей»