Музей музыки представляет выставку к 100-летию российского джаза

«Джаз! 100! Россия!»: 1 октября в Российском национальном музее музыки откроется выставка, посвященная юбилею российского джаза и рассказывающая о вековойистории становления и развития отечественного джазового направления.

К столетию российского джаза и Международному дню музыки, который отмечается 1 октября, Российский национальный музей музыки представит уникальный выставочный проект «Джаз! 100! Россия!»

Экспозиция выставки представляет наиболее яркие события вековой истории отечественного джаза, которая началась 1 октября 1922 года. В тот вечер в Москве впервые выступил со своим импровизированным джаз-бандом поэт, литературный переводчик, страстный энтузиаст эксцентрического танца Валентин Парнах. «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха» (так он назывался в газетных объявлениях) состоял из российских энтузиастов.

Примечательно, что в нашей стране джаз начинал своё восхождение трижды, переживая различные «эпохи». Посетители выставки смогут познакомиться с историей отечественного джаза, начиная с «Эпохи первопроходцев» до «Эпохи разгибания саксофонов» и «Поколения физиков»; от периода застоя до конца 90-х годов; отдельный раздел посвящен современным исполнителям джазовой музыки России.

Что такое джаз? По определению писателя Сергея Довлатова, «Джаз — это мы сами в лучшие наши часы». Российский джаз сегодня – неотъемлемая часть современной музыкальной культуры, с богатой историей, многообещающими перспективами, крупными международными фестивалями и звёздными именами.

На выставке представлены более полутысячи уникальных экспонатов, которые специально для проекта предоставили ведущие джазовые музыканты, деятели культуры и их наследники: раритетные фотографии и плакаты, подборка редких виниловых альбомов, личные вещи музыкантов и других представителей российской джазовой сцены, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, книги и журналы (в том числе самая первая книга в России о джазе «Джаз банд и современная музыка», изданная в 1926 году в Ленинграде).

Выставка пройдёт с октября 2022 по январь 2023 года. Зрителей ожидает яркая и разнообразная событийная программа: эксклюзивные показы документального фильма «ДЖАЗ 100» с участием его создателей и вдохновителей, джем-сейшены нового поколения джазовых музыкантов, мастер-классы и интерактивные лекции о джазе для детей, авторские экскурсии и многое другое.

Научный консультант проекта, главный редактор журнала «Джаз.Ру», директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» Кирилл Мошков о проекте: «Мне представляется очень важным показать на выставке вещественную, материальную среду истории отечественного джаза, зримо представить в одной экспозиции все сто лет джаза в России».

«Эта выставка станет своего рода летописью истории российского джаза. Мы объединили в одном проекте возможность мультиформатного знакомства с экспонатами, сделав выбор в пользу индивидуальных предпочтений потребления информации аудиторией разных возрастов»,— анонсируя выставку, поделился генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

Выставка подготовлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив, в партнёрстве с Фондом Игоря Бутмана, Фондом «Фиркон», Центром исследования джаза (г.Ярославль), Фондом Алексея Козлова, Фирмой Мелодия, Джаз Арт Клубом, интернет-порталом «Джаз.ру.

Официальный информационный партнёр – радио «Орфей».

Информация для СМИ:

Что: вернисаж выставки «Джаз!100!Россия!»

Где: Музей музыки, ул. Фадеева, 4

Когда: 5 октября в 16:00

Аккредитация, организация интервью и дополнительная информация по электронной почте

sukhinina@music-museum.ru

Фото Российского национального музея музыки по ссылке.

Российский национальный музей музыки (music-museum.ru), основанный в 1912 году, является одним из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира. Коллекция музея насчитывает около одного миллиона музейных предметов. В фондах хранятся ценные нотные и литературные авторские рукописи, редкие издания, аудиозаписи, уникальные документы, связанные с жизнью и творчеством российских и зарубежных музыкальных деятелей. Фонд изобразительного искусства представлен шедеврами выдающихся представителей отечественной художественной школы, среди которых М. Врубель, К. Коровин, В. Серов.

Особого внимания заслуживает Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов РФ, созданная при содействии А. В. Луначарского в 1919 году. Крупнейшая в мире государственная коллекция объединяет 286 инструментов, созданных с XVI по XX вв. лучшими мастерами, среди которых А. Страдивари, А. Гварнери, К. Бергонци. Тридцать инструментов Госколлекции являются лучшими образцами мирового музыкального наследия.

В состав Российского национального музея музыки (ул. Фадеева, 4) входят: Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6), Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27), Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54), Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10), Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110).

В Российском национальном музее музыки продолжается выставочный проект «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!»

Экспозиция выставки представляет наиболее яркие события вековой истории отечественного джаза, которая началась 1 октября 1922 года. В тот вечер в Москве впервые выступил со своим импровизированным джаз-бандом поэт, литературный переводчик, страстный энтузиаст эксцентрического танца Валентин Парнах. «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха» (так он назывался в газетных объявлениях) состоял из российских энтузиастов.

На выставке представлены более полутысячи уникальных экспонатов, которые специально для проекта предоставили ведущие джазовые музыканты, деятели культуры и их наследники: раритетные фотографии и плакаты, подборка редких виниловых альбомов, личные вещи музыкантов и других представителей российской джазовой сцены, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, книги и журналы (в том числе самая первая книга в России о джазе «Джаз банд и современная музыка», изданная в 1926 году в Ленинграде).

Зрителей ожидает яркая и разнообразная событийная программа: эксклюзивные показы документального фильма «ДЖАЗ 100» с участием его создателей и вдохновителей, джем-сейшены нового поколения джазовых музыкантов, мастер-классы и интерактивные лекции о джазе для детей, авторские экскурсии и многое другое.

БИЛЕТЫ: https://music-museum.ru/events/exhibition/dzhaz100-rossiya.html
Неразгибаемый сакс или джаз по-русски
Выставка "Джаз! 100! Россия!" проходит в Российском национальном музее музыки. Основные вехи векового развития отечественного джазового искусства представлены в виде фотографий, афиш, музыкальных инструментов и личных вещей советско-российских джазменов разных лет.

Организаторы проекта: Российский национальный Музей музыки, Фонд инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив в партнёрстве с Фондом Игоря Бутмана, Центром исследования джаза (г. Ярославль), Фондом Алексея Козлова, Фирмой Мелодия, Джаз Арт Клубом, интернет-порталом "Джаз.ру".

Экспозиция, посвященная 100-летнему юбилею российского джаза, яркими цифрами солидной даты при входе призывно вводит посетителя в атмосферу джазового мира с русским акцентом. "У самовара Лёня с своим джазом" написано на самоваре Леонида Осиповича Утёсова. Выгравирована дата 14 января 1934 года. В 1934-м вышла первая полнометражная музыкальная комедия "Весёлые ребята" с Утёсовым в главной роли и его джаз-оркестром в саундтреке. Она стала абсолютно культовой советской кинолентой. В оформлении событийной хроники становления национальной версии заокеанского искусства этот факт создателями выставки выделен как весьма показательный. Со старых афиш взирают патриархи отечественного искусства импровизации и авторы первых произведений оригинального советского джазового репертуара – сам Леонид Осипович, Александр Цфасман, Исаак Дунаевский.

Историческая преамбула открывает основные залы экспозиционного пространства. Начало русской джазовой истории было положено поэтом Валентином Парнахом, который не играл, а... танцевал что-то вроде джаза. Вернувшись из "городу Парижу" с грампластинками, нотами, инструментами, танцор-эксцентрик устроил первый джазовый концерт в Москве 1 октября 1922 года, дав отсчет новой эре. Фото энтузиаста и его стихи красуются на стене. Неведомый доселе вид искусства пустил корни на плодотворной русской почве. К слову, Парнах, будучи служителем поэтического слова, написал первые статьи о джазе на русском языке, введя в обращение само написание "джаз" от английского jazz.

Выставка поделена на три части в соответствии с этапами нелегкого восхождения джаза на российский музыкальный олимп. Ранний этап – Эпоха первопроходцев: начало истории – включает 1922-1948 годы. Второму этапу предшествовал трудный период с 1948 по 1955 год, который Утёсов иронично назвал "эпохой разгибания саксофонов". Недолго музыка играла, джаз был задвинут на периферию культурной жизни СССР, джазовые оркестры были расформированы, исполнители маскировались под эстрадных артистов.

Второе поколение советского джаза пришло с хрущевской оттепелью, и саксофон стал практически символом периода зрелости "поколения физиков". Это были выходцы из научно-технической среды, которые на слух осваивали западное искусство джаза. Профессиональных музыкантов среди них было мало из-за отсутствия государственной системы музыкального образования.

Но ничто не помешало искусству полёта импровизации мощно пойти в гору. Даром полёта, по словам Андрея Товмасяна, самым весовым и безошибочным признаком подлинного величия джазмена, обладали значимые личности эстрадно-джазового искусства – Олег Лундстрем, Георгий Гаранян, Алексей Козлов. 70-е годы – время официального признания равноправия джаза с академическим и фольклорным искусством. Джазовые фестивали расцветали пышным букетом на территории всего Советского Союза. Посетителям выставки выдают наушники. На небольших мониторах идет трансляция концертов того времени, можно послушать известные записи.

Но джазовой музыке в нашей стране опять встретилось жестокое препятствие, заставившее её уйти на еле слышимое диминуэндо. Распад СССР чуть не уничтожил бренд "советский джаз". Наконец, новейшая история российского джаза в лице нашего "верховного" саксофониста Игоря Бутмана и его фестиваля "Триумф джаза" логически утвердил джаз на музыкальном олимпе России. В 2022 году фестиваль прошел в 22-й раз.

На имитации большой грампластинки, помещенной на стене за ударной джазовой установкой барабанов, будто на звуковых дорожках, нанесены все знаковые имена личностей, выпестовавших советско-российский джаз. Первым стоит имя Валентина Парнаха, с другой стороны ряда значится трубач Вадим Эйленкриг.

На одной из витрин выставлены книги и грампластинки, рассказывающие о зарубежных звездах джаза, посетивших СССР. Мне посчастливилось побывать на концертах квартета Дэйва Брубека в 90-х. Легендарную композицию "Take five" я слушала в исполнении автора.

В рамках выставки для желающих и меломанов проходит цикл лекций "Про100джаз". Автор и ведущий цикла – Николай Богайчук, продюсер, издатель и коллекционер. Нынешний концертный сезон продолжает чествование 100-летнего юбиляра, нашего отечественного джаза.

https://rewizor.ru/music/reviews/nerazgibaemyy-sak...
Джаз с русской душой
27 июня в Московском международном Доме музыки впервые после десятков лет забвения прозвучат неизвестные джазовые произведения российских композиторов. Программу «Джаз с русской душой», состоящую из композиций Дмитрия Шостаковича, Александра Цфасмана, Александра Варламова, Леонида Половинкина, Вадима Людвиковского и Николая Капустина, исполнит один из самых ярких современных джазовых коллективов – Большой джазовый оркестр Петра Востокова.

История создания этой, без преувеличения, фантастической программы – настоящий музыкальный детектив. К столетию российского джаза специалисты радио «Орфей» проводили изыскания в нотном архиве станции и обнаружили там никогда ранее не исполнявшиеся джазовые произведения советского периода. В частности, неизвестные партитуры классика советского джаза Александра Цфасмана.

По словам Петра Востокова, чей коллектив первым прикоснулся к этим музыкальным раритетам, чудом можно считать уже сам факт существования довоенных партитур композитора: «Это настоящее открытие! Многое из того, что сейчас играется (если вообще играется), было записано исключительно на слух, а тут нам выпала фантастическая возможность прикоснуться к авторскому тексту и увидеть, как все это было записано. Это даже не художественная ценность, а историческая!»

Каждое произведение, отобранное для программы «Джаз с русской душой», уникально. Но настоящей музыкальной сенсацией, по мнению музыкальных критиков, станут сюита Александра Цфасмана из музыки к спектаклю театра Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц» и Скерцо для фортепиано с оркестром еще одного классика советского джаза – Николая Капустина.

Приобрести билет можно здесь https://www.mmdm.ru/reserve-ticket/7179/

Большой джазовый оркестр Петра Востокова

В программе:

I отделение

А. Варламов. «Сладкие яблоки»
А. Цфасман. Джазовая сюита для фортепиано с оркестром
Л. Половинкин. Джазовая сюита
Л. Половинкин. Танго
Д. Шостакович. Джазовая сюита № 1
А. Цфасман. «Драгоценный подарок»

II отделение

В. Людвиковский. «Вспоминая классиков»
В. Людвиковский. «Лирическая фантазия»
В. Людвиковский. «Что Вы делаете сегодня вечером с восьми до половины девятого»
Н. Капустин. Концерт №1 для фортепиано и джаз-оркестра
А. Цфасман. Сюита из музыки к спектаклю театра Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц»
Н. Капустин. Скерцо для фортепиано с оркестром

* Концертная программа «Джаз с русской душой» подготовлена радио «Орфей» и фондом ФИРКОН в рамках проекта «Неизвестные имена российского джаза» и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В программе возможны изменения
Продолжительность мероприятия: 2 отделения по 50 минут

Организатор: Фонд инновационного развития культуры, образования, науки "ФИРКОН"

https://jazzclassic.ru/2023/05/03/джаз-с-русской-душой/