Члены жюри конкурса «Партитура» провели первое заседание
Завершился приём заявок на участие в III Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура». Оргкомитет получил рекордные 1 094 заявки из 101 населённого пункта России.

Итоги первого этапа конкурса обсудили на заседании в Центральном доме литераторов, где собрались члены жюри, партнёры конкурса, а также лауреаты прошлых лет. Свои приветствия «Партитуре» направили художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимир Федосеев и композитор Александра Пахмутова. «Для начинающих музыкантов „Партитура" — это шанс заявить о себе, и для многих из них он станет трамплином в мир большой музыки. Благодаря радиостанции „Орфей" музыку конкурсантов услышат и полюбят сотни тысяч людей не только в России, но и за её пределами», — отметила Александра Пахмутова в приветственном слове.

«Мы видим, как растёт интерес к конкурсу по числу присланных заявок. Судите сами: на первый конкурс „Партитура" было прислано немногим больше 200 работ. На второй — 800 заявок. На третий — более тысячи», — рассказала председатель оргкомитета «Партитуры», генеральный директор-художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова. «Расширилась и география конкурса: заявки пришли из 101 населенного пункта. Представлены все регионы: Урал, Сибирь, Приморье, Поволжье, Забайкалье, автономные республики — Татарстан, Башкирия, Якутия, Карелия». Также Ирина Герасимова отметила, что есть заявки от авторов с «новых территорий» (из Луганска, Донецка и Ясиноватой), а также из Крыма (из Симферополя и Севастополя). Свои работы прислали композиторы из соседних государств — Казахстана, Беларуси, Абхазии.

Условия конкурса предполагают участие в восьми номинациях: «Симфоническое произведение крупной формы», «Симфоническое произведение малой формы», «Балетная музыка», «Оперная музыка», «Киномузыка», «Хоровая музыка», «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром», «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл».

В том, что поклонники современной музыки услышат много прекрасных произведений, уверена Екатерина Чебыкина, глава Русского музыкального общества: «РМО выступает генеральным партнёром конкурса „Партитура". Исторически Русское музыкальное общество поддерживало композиторов, благодаря деятельности организации были открыты первые консерватории на территории всей Российской империи. И первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории (а значит, и первым профессиональным композитором) стал Пётр Ильич Чайковский. Сегодня у РМО и конкурса „Партитура" есть одна общая цель — создание новых возможностей для музыкантов и композиторов. И с этой задачей организаторы конкурса справляются успешно — открывают новые имена и дают молодым талантливым композиторам академического направления возможность заявить о себе!»

Самыми востребованными у участников стали номинации «Симфоническое произведение малой формы» и «Хоровая музыка», в этих секциях оргкомитет получил 279 и 265 заявок соответственно. В номинации «Киномузыка» примут участие 98 работ. Сфера кино сейчас особенно востребована у композиторов, рассказал композитор Юрий Потеенко, но важно открыть в этом жанре собственную уникальность: «Мы надеемся, что сформируется какая-то своя идея, своё видение сегодняшнего современного российского кино, в котором будет востребована та музыка, которая ментально ближе нам, которая не основана на каких-то шаблонах, к которым мы привыкли из зарубежного кино, но будет исходить в том числе из традиций русской музыки».

По правилам конкурса, возраст участников не должен превышать 35 лет. Средний возраст музыкантов, приславших свои работы, — 26 лет. Есть среди участников и совсем юные авторы. Самому молодому участнику всего 8 лет, в номинации «Киномузыка» есть сочинение 11-летнего мальчика, в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Оперная музыка» — заявки от 14-летних композиторов. Широкий возрастной диапазон — одно из удачных положений «Партитуры», считает ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов. «Достоинство этого конкурса в его подвижности. Каждый год что-то меняется, и в этих перемена есть отражение существа сегодняшнего композиторского дела. Композиторы начинают по-разному — кто-то раньше, кто-то позже. Скажем, знаменитый Эдисон Денисов сначала закончил Томский университет, был математиком, а потом стал выдающейся фигурой в композиторском деле. Поэтому такая раскрытость на возрастном диапазоне, я думаю, это уже объективная оценка того, что нужно учитывать», — отметил Соколов.

По словам председателя совета Союза композиторов России, пианиста и композитора Александра Чайковского, конкурс «Партитура» становится большим событием для творческой молодёжи и для будущего искусства России. «Беспрецедентное количество заявок доказывает, что композиторы нужны и показывает, настолько много у нас талантливых молодых людей в стране. Потому что почему-то люди хотят творить, а когда молодые люди хотят творить, это значит, что страна живёт и это самое главное, это вселяет большой оптимизм», — рассказал Александр Чайковский.

Из всего количества заявок члены жюри выберут 40 произведений, по пять в каждой номинации. Отбор пройдёт осенью в формате открытых концертных читок в Большом зале Московской консерватории, сочинения финалистов прозвучат в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра. «Наши концертные, как мы их называем „читки", будут проходить в дневное время, они будут открыты для слушателей. Начинаться они будут в 12 часов дня, и мы приглашаем в зал не только экспертное жюри, не только людей из профессионального музыкального и театрального сообщества, но также и всех желающих, кто интересуется современной музыкой», — рассказала директор МГАСО Ирина Шигорева.

26 ноября 2024 года в Московской государственной консерватории имени Чайковского состоится гала-концерт, где в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра прозвучат произведения победителей конкурса «Партитура».

Дженнет Арльт

Фото — Дмитрий Коробейников

Радио «Орфей»